Саркофаг для памятника

Открытие "Монумента павшим" Ландовски, Алжир, 1928
Открытие "Монумента павшим" Ландовски, Алжир, 1928

Французский скульптор Поль Ландовски вошёл в историю как создатель статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Не столь известен его "Монумент павшим в Первой Мировой Войне" в тогда еще французском Алжире, выполненный по заказу колониальной администрации и открытый в 1928 году. Властям хотелось, чтобы памятник олицетворял идею солидарности народов Франции и Алжира в период войны. Три всадника с легко опознаваемой внешностью: араб, европеец и Марианна (олицетворение Франции) сообща поддерживают бездыханное тело павшего в сражении бойца.

"Монумент павшим" Ландовски нёс на себе печать колониального прошлого Алжира
"Монумент павшим" Ландовски нёс на себе печать колониального прошлого Алжира

Но у алжирцев было другое мнение о дружбе с французами, и поэтому в 1962 году, когда Алжир стал независимым государством, встал вопрос, что делать с памятником-символом колониального прошлого страны. Всерьёз обсуждался "марокканский сценарий": годом раньше из Касабланки во Францию был "депортирован" другой мемориальный монумент 1-й Мировой авторства того же Ландовски. В итоге решили ограничиться тем, что стерли имена погибших французских солдат с постамента памятника.

Бетонный саркофаг М'Хамеда Иссиакхема
Бетонный саркофаг М'Хамеда Иссиакхема

Наступили 70-е, и вопрос о сносе зазвучал снова. Решение приняли неожиданное и весьма символичное. В 1978 году "отец алжирского современного искусства" М'Хамед Иссиакхем накрыл "Монумент павшим" бетонным саркофагом. На фронтальной части конструкции Иссиакхем изобразил разрывающие оковы руки, а сама работа получила собственное название - "Монумент мученикам".  

И все бы ничего, но в конце нулевых бетонная скорлупа начала давать трещины. Перспектива рано или поздно снова увидеть творение Ландовски со всеми окружающими его колониальными коннотациями спровоцировала неслабые общественные обсуждения, не утихающие до сих пор. Как поступить с "двойным памятником” - разрушить саркофаг или, наоборот, реставрировать его?

Алжирские художники не стоят в стороне в этом обсуждении. Амина Мения (Amina Menia), к примеру, попыталась представить два памятника - Ландовски и Иссиакхема - в неком диалоге друг с другом. Её проект на эту тему называется "Enclosed". 

Amina Menia, "Enclosed", 2012
Amina Menia, "Enclosed", 2012
Amina Menia, "Enclosed", 2012
Amina Menia, "Enclosed", 2012
Текст: Алексей Буистов
При подготовке публикации были использованы материалы с сайта thirdtext.org