Interfunktionen против «Документы»

номера журнала Interfunktionen

Международная выставка современного и модернистского искусства «Документа», традиционно проходящая в Касселе каждые пять лет, была организована в 1955 году и должна была стать частью немецкой кампании по реабилитации модернизма, пострадавшего при нацистском режиме. Постепенно на «Документе» установилась гегемония американского абстрактного экспрессионизма. В европейском арт-сообществе произошел раскол, так как многие деятели искусства видели в этом направлении средство продвижения в массы американских культурных ценностей и взглядов в условиях холодной войны. К четвертой «Документе» эти споры обозначились особенно явно: устроители выставки приняли решение придерживаться выбранного курса и не включили в экспозицию работы многих художников-концептуалистов и перфомансистов, среди которых были Йозеф Бойс и Вольф Фостель. Эти события повлекли за собой цепочку протестов среди художников, в частности Honey Blind Action («Акцию ослепления медом»), в ходе которой несколько художников и активистов ворвались на пресс-конференцию «Документы» и залили медом пол и мебель.

В апреле 1968 года активистами из Interfunktion, «отдела художественных психологических исследований», в дирекцию «Документы» был направлен манифест. Манифест называл «необъективными и авторитарными» критерии отбора художников для четвертой «Документы». Также в этом манифесте осуждалось нежелание экспонировать новейшие художественные тенденции 60-х годов, выходящие за рамки традиционных жанров живописи, графики и скульптуры, тенденции, которые по словам авторов текста произвели революцию в послевоенном европейском искусстве. По итогам этих оригинальных художественных и интеллектуальных протестов против художественного истеблишмента был создан проект, который несколько лет выступал против арт-рынка и выставок современного искусства, служа платформой новых художественных направлений: журнал Interfunktionen.

12 выпусков Interfunktionen выходили с 1968 по 1975 год, первые десять были опубликованы психологом Фридрихом Ойбахом (Friedrich Heubach), а последние два — историком искусства Бенджамином Бухло (Benjamin H.D. Buchloh). На страницах журнала публиковалась не только документация актуальных художественных практик, теоретические очерки и дискуссии по острым культурно-политическим темам, но и такие концептуальные работы, которые изначально задумывались исключительно как печатные материалы. С первого дня журнал был открыт для всех медиа и жанров, с акцентом на социальное и политическое значение нового концептуального искусства в Европе и США. Так, здесь публиковались Зигмар Польке, Ребекка Хорн, Ансельм Кифер, Ханс Хааке, Дитер Рот, Йосеф Бойс и Марсель Бротарс. Interfunktionen проложил путь к следующей, пятой «Документе», которая в 1972 году впервые в широком масштабе отразила радикальное искусство 60-х. Документу-5, таким образом, можно считать не только важной вехой в истории этого события в Касселе, но и бесспорным успехом той самой акции протеста апреля 68-го.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *