Трогать музей

Andrea Fraser, Little Frank and His Carp, 2001. Video still

Может ли музей современного искусства быть предметом сексуального влечения? Нет, не выставки в музее, не картины, не инсталляции, а сам музей? И если да, то можно ли заняться с ним сексом или хотя бы, так сказать, поласкать его? Эти вопросы не покажутся вам бредовыми, когда вы посмотрите запись несанкционированного перформанса «Маленький Фрэнк и его карп» художницы Андреа Фрейзер (Andrea Fraser) в музее Гуггенхайма в Бильбао (2001). Фрейзер, как самый обычный ценитель искусства, оказавшийся в музее, берет официальный аудиогид (устройство, которое воспроизводит фонограмму, используемую для самостоятельного знакомства с экспозицией, и, что в данном случае важнее, с архитектурой музея) и начинает его слушать, бродя по атриуму. Но не просто слушать: она выполняет то, что предлагает ей голос гида: ласкать «мощные», «чувственные» изгибы здания.

Художественная практика Андреа Фрейзер включает в себя перформанс, видео, контекстное искусство и институциональную критику. В своей работе «Шедевры музея» 1989 года (Museum Highlights) она притворилась гидом-медиатором, но во время экскурсии произносила фразы в стиле «вот эта картина — шедевр великой школы» (при этом показывала пальцем на знак пожарного выхода.) «Маленький Фрэнк и его карп» — это перформанс, снятый скрытыми камерами в музее Гуггенхайма в Бильбао, Испания без ведома администрации. Фрейзер следует указаниям аудиогида и «возбужденно» взаимодействует с башней в форме рыбки архитектора Фрэнка Гери (Frank Gehry).

В интервью 2005 года Фрейзер рассказала о «Маленьком Фрэнке и его карпе»: «Что меня поразило в аудиогиде по музею Гуггенхайма в Бильбао, так это откровенное соблазнение…» Расслабьтесь и чувствуйте себя здесь, как дома, говорит мягкий мужской голос. Голос обещает трансцендентность социального через трансгрессию: через обычно запрещенное прикосновение к произведению искусства, в данном случае, к искусству архитектурных форм. Фонограмма отделяет музей от наполняющего его «сложного» и «непонятного» современного искусства, утверждая, что чувственная привлекательность здания «не имеет ничего общего с возрастом, классом или образованием». Так что же мешает отбросить предрассудки и отдаться музею целиком и польностью?