Александр Чепелев «Monsters»

Alexander Chepelev - Monsters
Alexander Chepelev - Monsters
Alexander Chepelev - Monsters
Alexander Chepelev - Monsters
Alexander Chepelev - Monsters

На этапе конкурсного отбора проектов для Нафталина потенциальным участникам было предложено отрефлексировать методы работы с корпусом своих работ и вопросы “политики выбора”, особое внимание обратив на специфические причины, по которым те или иные произведения длительное время остаются в тени, не попадая в выставочные пространства.

Жест Александра Чепелева, художника, принявшего решение экспонировать тетради с комиксами, созданными им в возрасте 12 лет в ныне оккупированном городе Алчевске, вместо рисунков и акварелей, своих основных художественных медиа, показателен в том смысле, что он атакует устоявшийся стереотип художника-самоцензора. Действительно, не все искусство, что отложено творцом в долгий ящик или годами пылится в мастерской - плохое искусство. Чепелев признается, что всегда мечтал показать детские комиксы публике. По его словам, в них заключена “другая вселенная, которая пересекалась со школьной жизнью и иногда вытесняла её”. С самого детства будущий художник смотрел мультсериалы о монстрах (“Охотников за привидениями” и “Настоящих монстров”), но в то время канал ICTV в Алчевске транслировался с перебоями, и приходилось записывать (и потом до дыр пересматривать!) очередные выпуски на видеокассеты.

Листая “Монстерс” Чепелева, нельзя не обратить внимание на насыщенность комикса насилием, тогда как в “Настоящих монстрах” подобного контента не наблюдается. То, как автор-подросток обошелся с означаемыми (образами своих любимых героев), вложив в них нарратив жестокостей, регулярно наблюдаемых в школе, - крайне поучительно. Аппроприация, ребрендинг - есть немало “взрослых” слов для описания того, что в детстве, возможно, было лишь игрой воображения.