Летучая кооперация «documenta14 reader»

documenta14 reader
documenta14 reader
кураторский текст Алексея Буистова, в экспозиции не использовался

Проект коллектива из Москвы “Летучая кооперация” встроен в логику крупнейшего фестиваля современного искусства documenta и потому требует пояснения некоторых контекстуальных моментов. documenta проводится раз в пять лет в небольшом немецком городке Кассель и имеет репутацию самого авторитетного contemporary-art события в мире. Последние пять изданий документы носили ярко выраженный политический характер и, каждое по-разному, вносили свою лепту в дело “раскачивания” и деконструкции западноевропейских иерархий внимания.

Тем не менее, documenta как институция, а также конкретно её 14-е издание 2017 года, систематически подвергается критике за попытку усидеть на двух стульях одновременно: и капиталистическую систему критиковать, и многомиллионными бюджетами распоряжаться. Проект “documenta 14 reader”, таким образом, можно воспринимать как форму низовой институциональной критики, мимикрирующей под архив, один из центральных художественных медиумов последних изданий documenta.

“Летучая кооперация” посетила Кассель отнюдь не с целью осмотра выставок. Члены группы собирали информацию. Графики прибытия художников, распечатки переписок, описи предметов искусства, инструкции по монтажу, меню кафетерия, - в фактологическое “досье” подшивалось все, что имело отношение к рутинной деятельности документы. Для пополнения коллекции не гнушались ничем: регулярно заглядывали, например, в мусорные баки рядом с главным офисом институции. Найденное категоризировалось, переводилось, сопровождалось комментариями, и в конце-концов приняло форму альманаха.

Полезно рассмотреть проект “Летучей кооперации” в свете творческих стратегий Ханса Хааке. Бросающееся в глаза сходство состоит в контекстуализации, в попытке манифестировать “раму” того или иного явления или объекта. Но если у Хааке контекстуализация предельно конкретна и недвусмысленна (что зачастую приводило к актам цензуры), о работе “Летучей кооперации” такого сказать нельзя. Кажется, “Кооперация” просто сталкивает зрителя с доселе самоочевидным фактом наличия у всякой крупной организации своего бек-офиса с техническим персоналом и системой документооборота.

И все же мы имеем дело с чем-то большим, нежели просто столкновение с очевидностью. Как неочевидна (и проблематична) была в свое время для формалистов прозрачность языка, так же проблематична для “Летучей кооперации” прозрачность институционального организма.


Текст, предоставленный художниками

“Накануне открытия выставки современного искусства documenta, которая раз в пять лет проводится в Касселе, многие участницы и участники «Летучей Кооперации» по разным причинам оказались в Германии. Но визовые и материальные ограничения не позволяли им остаться подольше, чтобы посетить одно из главных в мире событий в области современного искусства. При этом близость его дразнила и притягивала. Не в силах сопротивляться эманациям места силы, группа отправилась на электричках в Кассель. Там участницы и участники скрупулезно собирали артефакты подготовки «Документы», вступая в коммуникацию с работниками и исследуя содержимое помоек у главного офиса. Найденные документы удалось переправить через границу. Коллекция документов и комментариев к ним представлена в сборнике, снабжённом индексом субъективно важных тем-тегов. Сборник структурирован по именам интерпретаторов, в алфавитном порядке. Вы можете дополнить его собственным комментарием, прислав текст или изображение по адресу events@documenta14.press”