Степан Литун «Stories»

Stepan Litun - Stories
Stepan Litun - Stories
Stepan Litun - Stories
Stepan Litun - Stories

Степан Литун - художник с дюжиной Instagram аккаунтов. Без этого сервиса он буквально не мыслит своей жизни. Литун использует функцию stories с первого дня её появления на Instagram и, по всей видимости, он один из первых, кто начал всерьез рассматривать stories как художественный медиум. Никаких теоретических текстов об использовании медиум-специфических характеристик “атемпоральных” социальных сетей в современном искусстве не существует. По этой причине программный проект-исследование Литуна представляет значительную ценность для первичного анализа и интеллектуального осмысления этих характеристик.

Медиум-специфичность stories на формальном уровне определяется их вертикальностью, техникой просмотра, известной как swipe/skip, а также присущей только Instagram возможностью переключения между основной и фронтальной камерами внутри одной story, которая ставит пользователя в амбивалетное положение режиссера-актера.

На концептуальном уровне stories уникальны по причине своей временности (автоматическое удаление через 24 часа), отсутствием простых способов сохранить на устройство чужую “историю”, маргинальности по отношению к основной ленте, ослабленной модерации контента и иерархических настроек доступа.

Предшественник stories, известный как snaps (от названия сервиса Snapchat), очень быстро попал в эпицентр целого ряда скандалов по поводу проблем с откровенным контентом, но именно instastories произвели настоящую революцию за счет создания контраста между “лицевой” стороной официальной ленты Instagram и “изнанкой”, заполненной разного рода “дичью”. Характерно, что не конечный пользователь, а именно создатели сервиса обозначили этот водораздел между официальным и неофициальным. Выбор между загрузкой в ленту и загрузкой в stories стал и этическим, и эстетическим. Stories не только позволили пользователю загружать откровенные фото и видео без страха попасть под санкции модераторов, но и представать в разных обличьях перед разной аудиторией, что было немаловажно для тех, на кого подписаны не только друзья, но и коллеги по работе, родители и проч.

Традиционные медиа (живопись, кино, фотография, перформанс и проч.) не диктовали сюжет, и в этом смысле можно говорить об их нейтральности. Ситуация пост-интернета и новых медиа во многом отличается. Как и в случае с имидж-бордами (в особенности /b, “бред”, двача и ей подобных), медиум stories отнюдь не нейтрален, поскольку подталкивает к производству контента определенного типа.

Осмысление instastories как художественного медиума с медиум-специфическими свойствами осложняется тем, что, как и любая технология, stories постоянно трансформируются. Например, Instagram совсем недавно предложила пользователям создавать на базе stories перманентные коллекции. Однако такие ситуации в мире высокотехнологичных медиа не редкость. Приходится констатировать, что мы вступаем в эпоху пост-интернет медиа с коротким сроком жизни.

Для участия в своем проекте Литун пригласил несколько своих друзей в течении одного заранее выбранного дня (24 часа) снимать и публиковать instastories. В то время, как другие ничего не подозревающие пользователи в обычном режиме просматривали этот контент, Литун в обход стандартных ограничений сервиса бережно сохранял то, что, по идее, не подлежало сохранению. В итоге коллективно созданный материал лёг в основу вертикального видео, представленного на “Нафталине”. Отметим, что вертикальная эстетика в видеоарте имеет свою историю, значимыми фигурами которой являются Станислав Битюцкий (“Завтра ты обязательно поправишься”) и Михаэль Ханеке (“Happy end”).