Богдан Бунчак «О благотворном значении ереси»

On the Beneficial Significance of Heresy
On the Beneficial Significance of Heresy
On the Beneficial Significance of Heresy
On the Beneficial Significance of Heresy
On the Beneficial Significance of Heresy
On the Beneficial Significance of Heresy

Полемический проект Богдана Бунчака “О благотворном значении ереси” затрагивает две важные темы: феномен цензуры и политику ереси. В художественных кругах дискуссия относительно цензуры получила новое развитие в 2017 году в связи с известными событиями в Центре визуальной культуры и музее Павла Тычины. Одной из задач Нафталина является демонстрация того, что ставить точку в этой дискуссии было бы крайне преждевременно. Можно говорить о том, что Богдан Бунчак развивает мысль Никиты Кадана: “иногда слово "цензура" стоит употребить безоценочно, по крайней мере без активной обвинительной окраски”. Действительно, если отказаться (напомним: отказ - ключевой методологический параметр Нафталина) от демонизирующей цензуру оптики, можно разрешить себе ставить различные на первый взгляд еретические вопросы.

Может ли цензура быть переосмыслена в терминах художественных практик? Существует ли у этого явления ненулевой формотворческий потенциал?

Зачеркивая пассажи из буклета религиозной секты ильинцев посредством собственноручно изготовленного деревянного стилоса и чернил, Богдан Бунчак спрашивает: можно ли, цензурируя, создавать смыслы, а не уничтожать их? Утверждая первое, художник открывает перед зрителем целый ряд непростых дискуссионных моментов. Маркировка того или иного убеждения как еретического - акт сущностно институциональный и политический. Осуществляя эту маркировку, в частности, на вселенских соборах, отцы церкви одновременно признавали ценность ересей для укрепления теоретических позиций церкви за счет диктуемой появлением новых “лжеучений” необходимости выработки церковью апологетической контр-аргументации. Выражаясь современным языком, ересь рассматривалась как вирус, вырабатывая антитела к которому, инфицированный организм излечивается и становится сильнее.

Эти теологические разработки принимали форму полемических трактатов с названиями, в которых симптоматично фигурировало слово “против”: “Против Евномия”, “Против ариан”, “Против несториан” и т.д. Но если постоянное возникновение новых ересей воспринималось отцами церкви как одно из доказательств наличия единой истины, имеет место и обратное: парадоксальным образом эти тексты фиксировали факт существования еретических ответвлений и документировали их богословскую повестку.

И в каком-то смысле подогревали к ним интерес.